Рождение социальных около религиозных культов

В данной статье анализируется процесс формирования социальных культов в контексте современного общества с акцентом на внутригрупповую динамику. Автор исследует, как и почему отдельные группы создают свою собственную псевдорелигиозную систему, и какие социальные условия этому способствуют.

«… — Нет, — повторил Бергер. — Мы не вправе этого забывать.
Однако мы не должны делать из этого культ. Иначе мы навсегда останемся
в тени этих проклятых сторожевых башен»

(Ремарк, «Искра жизни», стр. 204).

          На протяжении всей истории человеческого рода религия была и остаётся неотъемлемым аспектом развития любого народа. Экзистенциальный запрос на веру был характерен не только для автохтонных племён, но и в наши дни остаётся актуальной потребностью для многих жителей мегаполисов. Светский индивид, развивающийся в современном обществе, по-прежнему нуждается в посвящении себя высшей цели, которая оправдывала бы смысл его жизни.

          Видимое сужение сфер влияния старейших религиозных институтов мира и утрата значимости религиозных догматов в светском обществе приводят к интенсивному распространению альтернативных форм верований.

          В каждом книжном магазине любого крупного города есть отделы с магической, астрологической и сатанинской литературой; в интернете функционируют десятки тысяч сайтов, ориенти-рованных на оказание оккультных услуг; в эзотерических магазинах представлены атрибуты для взаимодействия с потусторонними силами. Что ж, в эпоху секуляризации светскому человеку предоставлена возможность самостоятельно конструировать собственную систему    религиозных верований!

          В свете вышеизложенного актуальность изучаемой проблематики коррелирует с социальными тенденциями и запросами современного общества, в рамках которого человек перестаёт функционировать согласно ритмам своего темперамента, вследствие чего становится более уязвимым для новых около религиозных трендов.

          Итак, культ (от латинского cultus) означает почитание, пристрастие, поклонение. В рамках данной статьи он будет рассматриваться в психосоциальном контексте как псевдорелигиозный объект преклонение перед значимыми социальными феноменами.

          В частности, современные социальные культы включают:

  • культ поисковой системы Google (церковь Google основателя М. Макферсона);
  • культ «Вселенских людей» (основателя И. А. Бенда);
  • культ разума (основанный П. Г. Шометтом и Ж. Р. Эбером);
  • культы красоты, потребления, денег и другие.

          Согласно Lalich (2017), многие культы теперь используют профессиональные ассоциации, организации университетских городков, семинары самопомощи и интернет как ключевые каналы для привлечения новых последователей. В свою очередь, эксперт по культам и клинический психолог Singer (2003) подчёркивает, что от 10 до 20 миллионов человек в последние годы состояли в одной или нескольких культовых группах. Это могли быть сомнительные психологические тренинги по «достижению просветления», кружки философии опирающиеся на принципы New Age, религиозные движения, основанные на Библии, или ультраполитические фракции.

          Потребность человека в объединении с себе подобными имеет глубокие эволюционные корни. Вступление в группы обеспечивало нашим предкам выживание благодаря совместным усилиям, взаимной защите и эмоциональной поддержке. Несмотря на то, что принадлежность к группе часто поглощает индивидуальность её членов, такая принадлежность обеспечивает ощущение сопричастности, безопасности и устойчивости через регулярные взаимодействия. В результате группа, выступающая как единый организм, формирует основу для более успешной аккумуляции и передачи идей по сравнению с индивидуалистическими подходами.

          Однако возникает вопрос: если группы удовлетворяют базовые человеческие потребности  в защите, общении и эмоциональной близости, на каком основании в обществе возникают социальные культы? Можно ли считать их появление следствием социальных кризисов или более глубинных проблем в социуме?

          Французский исследователь Ж. Эншлен утверждает, что культ привлекает людей, предлагая им иллюзорную надежду. В схожем ключе философ Фридрих Ницше подчеркивает, что в перио-ды кризиса бог становится индивидуальной концепцией, адаптированной к нуждам человека.

          Эти взгляды указывают на то, что масштабные социальные проблемы могут служить катализатором для объединения людей вокруг уже существующих идей, превращая их в основу для культа. Такие группы часто гиперболизируют базовую идею, трансформируя её до иррациональных пределов.

          Особую роль в возникновении культов играет сочетание мифологии, ритуалов и символизма. Например, к числу наиболее характерных социальных культов можно отнести те, что сформировались вокруг незахороненных тел лидеров в мавзолеях Болгарии, Вьетнама, Индии, КНДР и других стран. В этих случаях процесс формирования культа включает несколько ключевых элементов:


1.

Мифологизированная история, которая становится основой для легитимации культа.

События жизни обрастают полулегендарными деталями, часто находящими отклик в коллективных ценностях или страданиях общества.


2.

Ритуализация — поддержка политическими движениями, календарными праздниками и культурно-массовыми мероприятиями.

Закрепляют культовые идеи в повседневной жизни, делая их частью общественного сознания.


3.

Сакральное место, которое становится физическим символом и центром поклонения, например, мавзолеи, построенные в форме зиккуратов с архитектурной функцией подчёркивающей величие и недосягаемость фигуры.

Социальные культы представляют собой сложные структуры, объединяющие людей вокруг гипертрофированных идей и псевдосакральных смыслов. Они отвечают на фундаментальные потребности в принадлежности, защите и эмоциональной поддержке, одновременно становясь отражением социальных проблем и кризисов. Однако их трансформация в инструмент оправдания насилия и террора подчеркивает важность критического анализа и понимания механизмов их формирования, чтобы не только объяснять их природу, но и предлагать пути их предотвращения в современном мире.

Перефразируя К. С. Льюиса, хочется задаться вопросом: действительно ли каждая маленькая группа людей, связанная общим интересом, способна проявлять ненависть к большинству лишь потому, что она освобождена от личной ответственности?

Некоторые источники:

 

Balík, Kubát M. (2004). Teorie a praxe totalitních autoritativních režimů. Praha, DOKOŘÁN.

Льюис, К. (2024). Письма Баламута. Москва, Neoclassic.

Lalich, J. (jan. 2017). Cults today: a new social and psychology perspective. Cambridge: MA: Belknap Press.

Lindeman, M. (2006). Superstitious, magical, and paranormal beliefs: An integrative model. Journal of Research in Personality 41, 731–744.

Макиавелли, Н. (2022). Государь. Москва, Мартин.

Singer, M. (2003). Cults in our midst.  USA, Jossey-Bass.

Tomeš, I. (2001). Sociální politika a mezinárodní zkušenost. Praha, SOCIOKLUB.

Zelev, Zh. (1990). Фашизмът: тоталитарната държава. Sofia, BZNS.

5 комментариев к “Рождение социальных около религиозных культов”

  1. Данный вопрос нужно рассматривать с разных углов, как это и делает автор. Все это было, есть и будет, только вот, к сожалению, оно не служит добру, а совсем наоборот. Сегодня уже всем понятно, что миром, собственно, правят сектанты или, другими словами, психически больные люди. Именно они гиперактивны и , в силу своих психических проблем, пытаются доказать всем, что они избранные. На сегодняшний день я бы сказал, это проблема одной нации.

    1. Здравствуйте пан Gerber,

      благодарю, что нашли время заглянуть в Лабораторию ПЛОРТ и оставить свой комментарий.

      Анализируя природу около религиозной толерантности человека по отношению к злу, приходит на ум вот это https://braintomy.com/raskreshhivanie-homoconfusus/
      Это применительно к первой части вашего высказывания.

      В остальном, согласно Лебону «Массы никогда не жаждут правды. Они отвергают доказательства, которые не соответствуют их вкусам, предпочитая обожествлять ошибку, если она их завораживает. Кто бы ни дарил им иллюзии, легко становится их властелином; кто пытается разрушить их иллюзии, неизбежно становится их жертвой».
      (Г. Лебон, Психология народов и масс).

      1. Автор подымается глубоко сложный вопрос. Секты, культы и другие религиозные и якобы общественные организации были на Земле, они всегда пытались поработить индивидуальность, личность человека, не дать ему самому задуматься — » а кто собственно Я есть». Согласен с предыдущим комментарием что нами правят Безумцы, которые действительно считают себя » избранными» . Они создали при помощи многих » инструментов» подчинения сознания человека. В данный момент каждый человек должен оставаться и заглянуть вовнутрь себя и спросить — » кто Я и какое моё предназначения»! Только сам человек должен понять и разобраться в себе и окружающим мире, хотя это безусловно не легко. Всё в наше время направленно не ради блага человека, а ради его полного порабощения.

        1. Здравствуйте Сергей,

          благодарю вас за комментарий.

          Современная рефлексия на тему порабощения личности через «секты, культы и другие организации» представляет собой удивительный пример того, как можно соединить древние философские вопросы о свободе и предназначении с популярными конспирологическими нарративами.
          Тема манипуляции сознанием действительно остаётся актуальной, особенно в эпоху информационных технологий, где подлинное «заглядывание вовнутрь себя» становится задачей почти героической.

          Важно подчеркнуть, что путь к пониманию себя действительно сложен, особенно когда окружающая среда вызывает больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, такие размышления – это уже значимый шаг в сторону свободы, поскольку осознание своей роли в этом мире и внутреннего предназначения всегда начинается с вопросов, которые вы поднимаете.

          Всего самого доброго.

  2. ✍ Дополнительные размышления о феномене культ.

    Этимология термина «культ» восходит к латинскому слову cultus обозначающее «почитание», «преданность» или «поклонение».
    👉 Исследования в области религиоведения и социальной антропологии, начиная с трудов выдающихся учёных конца XIX – начала XX века, таких как Д. Фрэзер (1890), М. Мосс (1902), А. Фиркант (1899), Э. Дюркгейм (1912), Б. Малиновский (1922), К. Прейс (1910), Э. Тейлор (1871), П. Курц (1973), А. ван Геннеп (1909) и К. Леви-Строс (1962), предоставляют глубокий анализ процессов зарождения и развития примитивных культов. Эти ранние формы религиозных практик, включая тотемизм и анимизм, были характерны для первобытных обществ, и их формирование представляло собой сложный и многоуровневый процесс. 🩸
    В ранних трудах этих исследователей заложены основы понимания того, как религиозные верования и обряды начали укореняться в общественной жизни.

    👉 Современные исследования, проведённые такими авторами, как Laycock (2019), McLaren (2019), Dusík (2020), Berg (2020), Novaková (2020) и Wasserbauerová (2020), акцентируют внимание на важной черте религиозных культов — отсутствии чёткого разграничения между индивидуальной личностью и элементами культа. Эта характеристика подчёркивает уникальную взаимосвязь между адептом и объектами поклонения, что способствует глубокому погружению индивида в культовую систему и укреплению его религиозной идентичности.

    👉 Лалих (2017) предлагает детализированную классификацию культов, включая восточные, религиозные, политические, психотерапевтические, New Age и сатанинские культы, а также другие формы. Автор классификации утверждает, что, будучи псевдорелигиозными образованиями, культы используют психологические манипуляции и деструктивные техники для вербовки и удержания своих последователей.
    В рамках этой концепции культ представляет собой малочисленную религиозную группу с сильными внутренними связями, неформальной структурой и харизматическим лидерством, которое часто опирается на эзотерические и сакральные идеи.

    ✍🏾 Таким образом, культ можно рассматривать как начальную стадию эволюции религиозных групп в контексте последовательной модели: «культ – секта – конфессия – церковь».
    Это позволяет осмыслить религиозные культы как ранние формы новых религиозных движений или локальных верований, которые развиваются с использованием религиозного антуража.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх