Жизнь в тарелке или Протестантство как новый стиль мышления современного человека

В данной статье, используемый автором термин «протестантство» не несёт теологической нагрузки, а используется в контексте интеллектуальной независимости. Статья противопоставляет стандартизированному мышлению необходимость индивидуальной мыслительной деятельности.

Формула современного мира «казаться, а не быть» приобретает всё больше и больше новых зависимых переменных в роли которых, выступают люди.
На одном из своих выступлений немецкий сатирик Ф. Писперс заметил:«Человек покупает ненужные вещи за деньги, которых у него нет, что бы удивить тех, кого он терпеть не может». Данная цитата достаточно точно отражает динамику развития современного общества, в манипулятивных рамках которого рождаются новые модели человеческого поведения: селфи на фоне горящего самолёта и т. д.

Постиндустриальная цивилизация продолжает демонстрировать декаданс человеческого сознания, что выражается в угасании мыслительных навыков. Современные технологии не учат человека думать самостоятельно, а предлагают готовые решения по средствам Siri. Данная тенденция препарирует мыслительную независимость человека и стандартизирует его сознание, взращивая конформное и предсказуемое общество. Как следствие, квази-идеалы или образы стандартизированного мышления, находят своё отражение в стереотипах современных людей: утренняя пробежка, 3 литра воды ежедневно из эко бутылки, ежегодное обновление телефона, публикации фото еды в социальных сетях и т. п. Глубоко несчастные и поверхностно образованные люди со стандартизированным мышлением не осознают, что каждый из приведённых примеров, есть результат грамотно внедрённых манипулятивных методик. (3) Культ потребления создаёт новый тип личности человека, как писал К. Блюм «с синдромом дефицита удовлетворённости». Является ли вышеизложенный контекст невротическим бегством общества от индивидуальности?

Ответ на поставленный автором вопрос, находим в трудах Э. Фромма:
«человек перестаёт быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который предлагается моделями культуры и целиком становится таким, каким его ожидают видеть другие».

Эволюция данных образцов человеческого поведения берёт начало в постнатальном периоде, когда родители торопятся завести персональный аккаунт новорожденному. «Взрослые люди» даже не подозревают, что добровольно подсаживают ребёнка на потребность во внешней (публичной) оценке, отсекая любые зачатки независимого и уникального мышления. (4)
В будущем, с большей степенью вероятности, он уже не осмелится оспорить или поставить под сомнение общепринятые убеждения лишь потому, что сформировался на общественной оценке и виртуальном мнении фантомов «друзей» в полярной системе координат: like/ dislike. (3)

Вышеизложенные тезисы, имеют экспериментальное подтверждение хронология которых, ведётся от 1785 года. В это время, выдающийся итальянский анатом M. Mmalacarne заметил, что мозг дрессированных собак имеет более сложную и ветвистую структуру, получившуюся благодаря разнообразию дрессировки.
Другая серия экспериментов состоявшая из 16 блоков и проводившаяся на протяжении 10 лет, была реализована в рамках университета Калифорнии в Беркли М. Розен-цвейгом, Э. Беннеттом, М. Даймондом.

Пролонгированная серия экспериментов учёных преследовала цель выявления влияния активной умственной деятельности на мозг. (подробней ознакомиться с деталями эксперимента можно в источнике:
Bennett, Е. L. (1976). Cerebral effects of differential experience and training. In M. R. Rosenzweig & E. L. Bennett (Eds.), Neural mechanisms of learning and memory. Cambridge, MA: MIT Pres)s. (6)

Итак, для грызунов были разработаны три режима содержания: стандартные (вода/ пища в полном доступе); обеднённые (размеры клетки были уменьшены, грызун содержался в одиночестве в отдельной комнате с полным доступом ресурсов); обогащённые (большая клетка с 8 грызунами, наличие разнообразных игрушек обновлялись ежедневно);
Спустя 4- 10 недель жизни в разных средовых условиях, производилось анатомирование мозга.

Вскрытие демонстрировало, что головной мозг грызунов выращенных в обогащённых средовых условиях, имеет принципиальные отличия. Кора мозга значительно толще и тяжелее.
Напомним читателю, что кора головного мозга отвечает на воздействие окружающей среды и контролирует движение, память, обучение и чувственное восприятие (зрение, слух, обоняние) (7)

Так же, мозг этих грызунов имел нейроны большего размера, что свидетельствует о высоком уровне химической активности. (1)
У двух прочих групп из обеднённых и стандартных режимов содержания, значительной разницы выявлено не было. В свою очередь, анатомическое исследование мозга человека показывает, что область коры головного мозга у слепого человека отвечающая за зрение, значительно тоньше и имеет меньше извилин, чем у человека со зрением. В работе от 1925 года известный анатом Б. К. Гинце сравнивает сосуды головного мозга профессора математики П. А. Некрасова с сосудами простого обывателя. Профессор при жизни регулярно занимался интеллектуальным трудом, что в свою очередь продлевало жизнь нейронам, средствами стимуляции кровообращения. Об этом свидетельствуют морфологические различия между системами сосудов. (2)

Анатом Б. К. Гинце обращал внимание на то, что разнообразные интеллектуальные нагрузки позволяют сохранить и продлить рассудочную деятельность мозга.
Резюмируя вышеизложенные результаты экспериментов, обращаем внимание на очевидную пользу разнообразной интеллектуальной нагрузки, которая является не только инвестицией в здоровье, но и делает Вас эрудированнее. Необходимость подвергать сомнению все современные источники информации, является хорошим тоном Вашей интеллектуальной независимости. Не уподобляйтесь обществу массового потребления и не бойтесь парадоксальности и отличительности Вашего образа мысли.
Online психолог фокусирует своё внимание на важности независимой точки зрения, которая поможет научиться отличать собственные мысли от взращиваемых в социокультурном пространстве стереотипов.

Некоторые источники:

1. Козлов И. В. Цехмистренко Т. А. Анатомия нервной системы. (Мир 2006)
2. Савельев С. В. Нищета мозга. (Веди 2014)
3. Шестаков В. А. Жизнь в online или атомизированное общество.
4. Шестаков В. А. Рождение социальных культов.
5. Шеффер Ж. М. Конец человеческой исключительности. (Новое литературное обозрение 2010)
6. Bennett, Е. L. (1976). Cerebral effects of differential experience and training. In M. R. Rosenzweig & E. L. Bennett (Eds.), Neural mechanisms of learning and memory. Cambridge, MA: MIT Pres)s.
7. Koukolík F. Mozek a jeho duše. (31-42). (Nakladatel: Galén, spol. s r.o.)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх