Обезглавленная паства

В статье представлены тенденции системы верований современного общества. Автор обращает внимание на религиозный коктейль потребляемый жителями г. Москвы, состоящий из официальных религий и оккультных воззрений. Online психологом предпринята попытка ответа на вопрос: почему человек, исповедующий фундаментальную веру, не утрачивает своего интереса к нетрадиционным религиозным учения?

«В своей слепоте люди мечтают, чтобы кто-то вёл их по жизни,
Даже не понимая, что их поводырь тоже может ничего не видеть»
(П. Брейгель старший)

Геополитическое пространства и технологии современного мира изменяются стремительнее, чем архетипы человеческого сознания.

Согласно Фреска «пока физика и технологии безмолвно управляют множеством процессов, миллионы людей во всём мире по-прежнему практикуют псевдонаучный подход в планировании своего распорядка дня, обращаясь к предсказателям, провидцам и философам. Лидеры многих стран регулярно обращаются за советом к ясновидящим, медиумам и астрологам в принятии решений о судьбах миллионов людей» (Фреска, 2006, 1-2).

Регулярно проводимый теоретический анализ научных и околонаучных источников позволяет удостовериться в том, что «люди по-прежнему нуждаются в объекте преданности, в посвящении себя чему- то или кому- то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом» (Фромм, 2014, 341). Данный тезис находит своё подтверждение среди авторов специализирующихся в других областях знаний, в частности: К. Зелигман, И. Касавин, Б. Малиновский, М. Шпигельман,У. Монтер, Л. Фрейзер М. Элиаде и прочие.

Тема религии никогда не утратит свою актуальность по нескольким причинам:
Во- первых, феномен религии в разных коннотациях сопровождает Homo sapiens на протяжении всей истории человеческого рода;

Во- вторых, согласно Эриксону (2014) религия рассматривается психотерапевтом как важнейший социальный институт, который призван подкреплять базисное доверие как на индивидуальном, так и на социальном уровнях;

В третьих, достаточно обратить внимание на результаты эволюции религии: от анимализма, анимизма, тотемизма до современных интернет церквей, не имеющих аналогов в реальности. Одним из новаторских звеньев в данной эволюционно-религиозной цепочке стоит активно развивающиеся Индивидуальные религии. Данный феномен является набором различных духовных практик, традиций и учений, основой которого являются Восточные религии и движения New Age.

В современном мире пока Ислам, Католицизм и Православие сосредотачивают вокруг своих учений большинство приверженцев, о чём свидетельствуют результаты проведённого социологического опроса среди жителей г. Москвы в 2015 году одним из центров мониторинга.

Таблица №1. Религиозный разброс верований

Религиозные взгляды
Не придерживаюсь139027,28%
Православие342667,23%
Католицизм190,37%
Протестантизм. (Лютеране, баптисты, евангелисты и так далее)270,53%
Армянская апостольская церковь160,31%
Другое христианство150,29%
Ислам, (мусульмане)911,79%
Иудаизм140,27%
Буддизм290,57%
Индуизм40,08%
пастафарианство60,12%
Язычество150,29%
Другая религия440,86%

Следует констатировать, что представленные данные кардинально не меняются на протяжении лет, о чём свидетельствуют исследования авторов Smékal (2016), Pechová , Vávrova (2017), Šram (2017), Lalich (2017), Кутявина, Ивашечкина (2019), Nowaženowa (2019) и так далее. В этой связи система верований жителей мегаполиса остаётся тождественной результатам, представленным в таблице №2.

Таблица №2. Во что верят жители г. Москвы?

верите ли ВыДаНетЗ/о
В астрологические прогнозы. Да или нет?125924,71%369872,57%1392,73%
В приметы. Да или нет?228044,74%272453,45%921,81%
В вещие сны. Да или нет?255150,06%238346,76%1623,18%
В воскресение мёртвых. Да или нет?77615,23%407379,93%2474,85%

В свете вышеизложенных результатов возникает правомерный вопрос, почему человек, исповедующий фундаментальную веру, не утрачивает своего интереса к околомагическим учениям? Автор предполагает, что эта заинтересованность обусловлена рядом некоторых причин:

  1.  Отсутствие систематизированных знаний о исповедуемой религии;
  2. Непонимание святого писания, терминологии и прочее;
  3. Различное, а порой диаметральное толкование святого писания служителями церквей;
  4. Отсутствие навыков правильного чтения и понимания древних текстов;
  5. Потребительское мышление;

Вышеизложенные предположения автора подтверждаются результатами проведённого исследования Кутявиной, Ивашечкиной, которые отмечают, что «религиозные взгляды большой доли православных отличаются несогласованностью и размытостью представлений»

(Кутявина, Ивашечкина, 2019, 6).

 Скорость социальной жизни изменилась и выживает тот, кто умеет быстрее приспосабливаться к изменяющейся среде. Сиюминутные вопросы требуют быстрых ответов, которые предлагают гороскопы, гадалки, эзотерики, магические центры и прочие предприимчивые организации.

В отличии от официальных религиозных институтов, настаивающих на изменении образа всей жизни человека, центры по оказанию магических услуг не  предполагают пролонгированной личностной трансформации.

Они не воспитывают человека и не взращивают его смирение, удовлетворяя лишь сиюминутную потребность.

Развитие современного общества фокусируется на векторе индивидуализма и личностной уникальности, что в свою очередь изменяет мышление человека. Это подтверждается рядом исследований таких авторов как

Леви-Стросс (1994), Lyon (2000), Колкунова (2015), Мехильсон (2018), Аликберов (2019) и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что в обществе где модели потребительского поведения являются нормой, магия никогда не утратит своей актуальности, так как она выполняет утилитарную функцию запроса-ответа.

Стили магического и потребительского мышления являются практически тождественными, именно поэтому в индивидуальных религиях человек самостоятельно конструирует собственную духовную систему методом подбора различных практик, без опоры на квалифицированного сервиса по подбору психологов. Данная тенденция согласно Lyon (2000) получила название духовный супермаркет или религиозное потребление, в свою очередь исследователь Колкунова (2015) подчёркивает, что в такой индивидуально-ориентированной религиозной практике немало от общества потребления.

Резюмируя вышенаписанное следует отметить, что религия является прекрасным социальным флюгером указывающим на актуальный вектор развития общества в конкретный временной период.

Перефразируя слова Ж. Бодрийара хочется понять , будет ли религия в XXI веке по-прежнему задавать культурный нарратив современности?

 

Некоторые источники:

Касавин, И. (1992). Магия глазами учёных. Москва, Республика.

Кутявина, Е Ивашечкина, Д. (2019). Место религии в системе ценностей студентов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.

Хьелл, Л. Зиглер, Д. (2020). Теории личности. С.- Петербург, изд. Питер СПБ.

 Фрезер, Д. (1923). Золотая ветвь. Исследование магии и религии. London, The Golden Bough.

Шестаков, В. Петрова, Г. (2020). Психо-культурологический анализ религиозных взглядов постиндустриального общества. София, Болгарская русистика/2, с. 65-74.

Alikberov, K. (2019). Modern theories of religion viewed through the prism of the system-communication approach. Moskov: Institute of Oriental Studies.

Lalich, J. (2017). Cults today. A new social/ psychological perspective. Cambridge, Belknap. 

Nowoženowa, Z. (2019). Мистико-эзотерические ценности… . Daňsk.

Vávrová, S. Pechová, О. (2017). Spiritualita u studentů sociální pedagogiky a dalších oborů pomáhajících profesí. The Central and Eastern European Online Library.

Smékal, V. (2016). Psychologie duchovního života. Olomouc, UPOL.

 

16 комментариев к “Обезглавленная паства”

  1. BARDAKOV SERGEY

    Любая религия это хорошо отлаженная система управления человечеством,подавления его индивидуальности,его самостоятельной осознанности. Религия берёт на себя посредничество между Богом и человеком, большинство религией заставляют фанатично верить в догмы навязываемых саой религии, не отвечая на вопросы самой сущности человека его природы. По сущности религии это один из инструментов разобщения (разделение) человечества, собственно говоря это полное лишения человека осмыслить себя,задать себе вопрос- кто Я и зачем Я здесь,навязывая своё мировоззрение. Религия создаёт из человека послушную овечку. Религия лишает человека — Право выбора ( главного закона Вселенной).

    1. Здравствуйте Сергей,
      С моей точки зрения официальные религиозные институты не подавляют в человеке «личность», а скорее предоставляют совокупность методов ориентированных на рост и взращивания идентичности. Человек самостоятельно делает свой выбор и в своей недальновидности виноват лишь он сам. (см. драму #Ученик).
      Вы пишете о «сущности человека» и о том, что религии её подавляют. Думаю, что религии скорее #корректируют эту #сущность, которая согласно #Савельеву (2014) базируется лишь на трёх основных инстинктах: #доминантности, #размножении, #голоде.
      Является ли официальная религия инструментом #разобщения, вопрос дискуссионный. При желании любую философию можно превратить в смертоносное оружие, воспользовавшись лишь «индивидуальной сущностью» или инстинктом доминирования. Однако, вопросов остаётся достаточно много: #Исход Глава 13, стихи 12, 13, 14 и так далее.

  2. VLADIMÍR GERBER

    Каждый человек подсознательно пытается выжить в этом мире, приспособиться к тем условиям, в которые он рождается, просто сделать и без того тяжёлую жизнь легче и приятнее. И это естественно. Особенно когда он понимает, что никак повлиять на глобальный порядок он не помет. Человек просто хочет нормально жить и религия или любая ее альтернатива даёт ему такую возможность. Это самый лёгкий и постой способ выжить, потому что даёт понимание и придаёт смысл всему происходящему вокруг человека. А за всем этим стоит простое чувство страха и неопределенности. Каждый выбирает то объяснение, которое ему более удобно и которым он может оправдать и трактовать то, что происходит в его собственной жизни.

    1. Здравствуйте Владимир, благодарю Вас за Ваш комментарий и внимание к данной проблематике.
      Солидаризируюсь с Вашей точкой зрения касающейся защитной «функции религии» в жизни человека. Перефразируя слова Гюго можно сказать, что религия, общество, природа – вот три источника борьбы, три его потребности и три рода войны.
      Во всей этой совокупности, вызывает сожаление лишь ничтожно малое количество времени для ОСОЗНАНИЯ.

  3. ДМИТРИЙ

    Думаю, что и позитивную сторону вопроса можно отметить, а именно стремление узнать и противоположную часть вопроса. Другое дело, что далеко ни каждый человек этими знаниями сможет грамотно воспользоваться.

    Большое Спасибо за статью. Все приведенные выше выкладки говорят о многом. Особенно поражает таблица о том, в какие явления до сих пор верят люди.

  4. Thanks for some other great article. The place else could
    anybody get that type of info in such a perfect manner of writing?
    I’ve a presentation subsequent week, and I am at the search
    for such info.

    1. Hello dear Jeanne,
      First of all, I would like to thank you for your comment and positive feedback.
      When you make a presentation, don’t forget to include a link to my resource and to my article, which is a source for you.
      Thank you for your attention and the comments you leave, best regards.

  5. Usually I don’t read article on blogs, however I would like to say that this write-up very pressured me to check out and do so!
    Your writing taste has been amazed me. Thank you, very great post.

    1. Hello Liam,
      Thank you for your point of view and your opinion.
      I‘m very pleased that my site didn’t disappoint you. I am well aware that nowadays there are few people who are ready to spend their free time for reading and thinking, so I am always grateful for such comments.
      Best regards.

  6. This is the perfect web site for anybody who would like to find out about this topic.
    You understand a whole lot its almost tough to argue with you
    (not that I personally would want to…HaHa).
    You certainly put a brand new spin on a topic that has been discussed for years.
    Great stuff, just great!

    1. Hello mister Hedberg,
      Thank you for your comment and for the positive mood.
      You wrote «You understand a whole lot its almost tough to argue with you», thank you for your complementary point of view, but I must disagree with you.
      I don’t urge readers to argue with me. Every article in this section ends with a question, which I invite my readers to answer based solely on their experience and knowledge.
      It is in the freedom of dialogue that the truth is born.

  7. Создаётся впечатление, что в исследуемом материале все так просто, но благодаря Вашему стилю, это действительно кажется таким простым делом!
    Я нахожу, что эта тема действительно является одной из тех, в которых, как мне кажется, я бы ни за что не разобрался.
    Она кажется мне слишком сложной и обширной.
    Я с нетерпением жду вашего следующего поста.

    1. Здравствуйте roomy,

      Прежде всего, благодарю Вас за комментарий.
      Здорово, что такое впечатление в принципе создаётся, но в действительности данная область требует внимательности и объективности.
      Вы абсолютно правы в том, что каждый занимается своим делом в котором он разбирается и мне очень приятно, что оно у меня есть.
      Конечно ожидайте, материал готов и находится на стилистической доработке, а пока заходите:
      https://t.me/braintom

  8. hey there and thank you for your info – I have certainly picked up something new from right here.
    I did however expertise a few technical points using this website, as I
    experienced to reload the web site many times previous to
    I could get it to load correctly. I had been wondering if
    your web hosting is OK? Not that I’m complaining, but sluggish loading instances times will very frequently affect your placement in google and could damage your high quality score if advertising and marketing with Adwords.
    Well I’m adding this RSS to my e-mail and can look out for much more of
    your respective fascinating content. Make
    sure you update this again very soon..

    1. Hello Roomy,
      Thank you for your feedback and for your comments regarding the hosting.
      In the near future we are planning to finalize the site and increase its loading speed.
      Also, I plan to create an online laboratory to study the psychology of personality of representatives of alternative religions.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх