Исповедь русской Stand Up комедии

В данной статье приводится сравнение Русской и Чешской Stand Up комедии так как анализ юмора позволяет проследить за социальными тенденциями и табуированными темами в обществе. Представлен социально-психологический профиль мужчины высмеиваемого русскими Stand Up комиками коррелирующий с уровнем суицидов и разводами в РФ, где женщина обречена на доминирование.

В эпоху стремительно развивающихся научных технологий и психологии урбанизированного пространства, не остаётся обделённым и светское общество вместе с развлекательными продуктами дневной и ночной массовой культуры. Ниспадающее развитие современной индустрии развлечений, демонстрирует не только беззаботность жизни, но и хронические проблемы страны и людей, являющиеся основой современного юмора.

С точки зрения автора, анализ юмора любой страны позволяет проследить за развитием, тенденциями и табуированными темами в обществе, ведь юмор по своей сути транслирует укоренившиеся проблемы. Следовательно, любая социальная проблема перешедшая в разряд шутки или анекдота, становится эпитафией на плите минувшей эпохи конкретной страны. В частности, героями Российского юмора в 90-ые стали милиционеры подбрасывающие наркотики, новые русские в малиновых пиджаках и прочие проститутки.
Очевидно, что стиль высокоинтеллектуальной авторской сатиры А. Райкина или М. Жванецкого отражает особенности прошлых столетий, также как современные скатологические «шутки» заимствованной у США Stand Up комедии .

Для того, чтобы извлечь и сформулировать комплекс проблем современного общества, автор проанализировал выступления Stand Up комиков в РФ с 2021 по 2022год. Далее, аналогично полученные результаты сопоставлены с данными полученными на основе анализа Stand Up комедии представителей Чешской республики.

Такое сравнение поможет автору проанализировать актуальные тенденции и «болевые точки» общества, а также проследить за употреблением социально-табуированных шуток, указывающих на отсутствие предрассудков.

В Российской Stand Up комедии проанализированы выступления в рамках: StandUp Store Moscow, Stand-Up Club #1, StandUp Cafe, Stand-Up Comedy Vladivostok и т. п. На Чешской сцене анализировались выступления комиков таких клубов как Na stojáka, Underground Comedy Club, Stand-up Show — Bez Keců!, Stand-up faktory И т. д.

Популярные темы Stand Up комиков Российской Федерации — высмеивание:

1. Собственных жён и их манипулятивную роль в сексе;

2. Безволие женатых мужчин и их посредственную роль в семье;

3. Русского алфавита, лишних букв и особенностей произношения;

4. Жалобы на отсутствие личностного пространства у семейных мужчин;

5. Акцентирование на сексуальных потребностях одиноких людей;

6. Критика самодостаточности одиноких мужчин;

7. Интимная переписка, геи, ревность, проблемы и флирт в сети;

8. Шутки на религиозные темы;

9. Юмор замешенный на деталях сексуальной жизни обоих полов;

Популярные темы Stand Up комиков Чешской республики:

1. Юмор о политиках и нецензурное высмеивание президента;

2. Острый юмор о инвалидах (колясочниках);

3. Высмеивание индивидуальных особенностей с использованием бит бокса;

4. Экзистенциальные темы- для чего мы живём, смерть и т. п.;

5. Высмеивание несостоятельности школьной образовательной системы;

6. Шутки о молодых матерях, собаководах, ЖД инфраструктуре;

7. Высмеивание инфантильных мужчин нового поколения;

8. Юмор о тотальной зависимости мужчины от семьи и супруги;

9. Пьяные вечеринки в барах с вытекающими последствиями;

Следует отметить, что с субъективной точки зрения автора, в чешской Stand Up комедии в разы меньше обсценной лексики. По сути она однотипна, а её использование точечное. Чего не скажешь о некоторых комиках выступающих в РФ.

Явные отличия между Stand Up комедии РФ и ЧР очевидны и не требуют комментариев. 

Практически все темы затрагиваемые чешскими комиками в России являются табуированными или преследуемыми законом.

Общими являются лишь социальные темы: №4, №8, №9.

На основе вышеизложенного, русские Stand Up комики высмеивают такой профиль русского среднестатистического мужчины:

Сексуально неудовлетворённый индивид мужского пола в возрасте от 27 до 34 года, проживающий с супругой и ребёнком. Не имеющий свободного времени и личностного пространства, притесняемый бытовыми проблемами и семейными конфликтами. 

Вынужденный приспосабливаться и угадывать настроение собственной супруги для получения сексуального поощрения. Интеллектуально посредственный, зачастую с высшим образованием, игнорирующий личную гигиену с нереализуемыми желаниями и тайными фантазиями.

К получившемуся социально-психологическому профилю можно относиться по-разному, проблема только в том, что он отражает реальность и коррелирует не только с данными Росстата о разводах на 2021 – 2022, но и со статистикой смертности мужского населения согласно ВОЗ.

Исследователи Маскаева (2015), Finkel, Larson (2014), Hui, Molden (2013) сходятся во мнении о слабо выраженном уровни трансформации личных ожиданий от брака у мужчин. Более того, исследования указывают на несовместимость ролевых ожиданий у молодожён в первые годы совместной жизни.

Исследования Колпаковой, Литягиной (2018) также демонстрирует низкий уровень готовности к личностным изменениям у мужчин, в то время как их уровень страстности показывает высокие баллы.

На основе Гумерова (2022), Курпатова (2022), Исматовой (2022) автор статьи допускает тенденцию пониженной внутренней ответственности у некоторых мужчин, но каков источник этой тенденции?

С точки зрения автора, причиной смены социальных и гендерных ролей является трансформация образа жизни и светской культуры современного общества, со своими стереотипами, заблуждениями, ложными ожиданиями.

Данная проблема является систематической и должна решаться по социальной вертикале на всех уровнях, но поскольку государственный вектор имеет иные приоритеты, женщина обречена на доминирование, в то время как РФ покорно продолжает занимать лидирующие строчки по числу суицидов среди мужского населения в мире.

Некоторые источники:

Баранов, Э., Безбородова, Т. (2021). Российский статистический ежегодник. Москва.

Finkel, E., Larson, G., Carswell, K., Hui, C. (2014). Marriage at the summit: Response to the commentaries. // Psychological Inquiry, 25, 120-145.

Hui, C., Molden, D., Finkel, E. (2013). Loving freedom: Concerns with promotion or prevention and the role of autonomy in relationship well-being. // Journal of Personality and Social Psychology, 105, 61-85.

Колпакова, А., Литягина, Е. (2015). Готовность к изменениям, ролевые предпочтения и психологический комфорт в современных молодых семьях в первый год после заключения брака. СНИУ. Весник науки и образования №8 (44).

Москаева, Л. (2015). Согласованность семейных ценностей в молодых семьях как фактор психосоматического благополучия ребенка // Сибирский Вестник Специального образования № 2(15) С. 76-79.

Федеральная служба гос. Статистики (2020). Сборник женщины и мужчины России.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх