В данной статье
рассматривается контраст между целями и задачами Западных и Российских
исследователей волонтёрских движений.
Противопоставляя
альтруистические побуждения волонтёров старейшим эволюционным механизмам конкуренции,
эгоизма и поощрения, демонстрируется их роль как мощнейших катализаторов
волонтёрской активности, по сравнению с которыми самцы павианов выглядят
жалкими соперниками в борьбе за социальные привилегии.
В
последние несколько лет заметно активизировались волонтёрские движения,
утверждающие свою деятельность на основе общественных и национальных интересов,
а также альтруизма. Согласно открытым источникам, их призвание заключается в
гуманном служении обществу и безвозмездной помощи нуждающимся, при условии
исключения личной выгоды: карьерного роста, преференций при поступлении в ВУЗ,
социального поощрения и прочего.
Однако, давайте рассмотрим этот абстрактный
популизм с позиций социальной иерархии и постараемся осознать, что такие
понятия, как «альтруизм и гуманное служение», представляют собой рудиментарные
категории, которые не могут быть однозначно конкретизированы, а дефиниции
«национальный и общественный интересы», в исторической ретроспективе зачастую
являются диаметрально противоположными, требуя отдельных уточнений с указанием
конкретного периода.
В
связи с этим возникает вопрос: где заканчиваются заявленные идеалы служения и
начинается реальность, то есть, говоря языком современной парадигмы, рыночные
отношения?
Но всё по порядку, ибо для начала необходимо удостовериться в
правильности употребляемых понятий.
Итак, слово «волонтёр» берёт своё начало в
латинском языке (voluntarius), после термин попадает в французский язык
(volontaire) и
согласно Левдеру (2006) переводится как
«доброволец».
Изначально добровольцы были солдатами,
сражавшиеся ради Славы и добычи в ходе восьмидесятилетней войны (1568-1648). В
настоящее время «слава и добыча» не утратили своей актуальности как в прочем и
значение данного термина.
Европейские и американские авторы: M.
Holíková, B. Bittnerová, T. Zlámalová,
E. Brychtová, D. Wagner, P. Krueger, R. Heck и др. интерпретируют данное
понятие с незначительными для смысла отличиями.
Согласно I. Krueger, P. Heck, D. Wagner
«добровольческая деятельность предназначена для установления контактов с
последующим трудоустройством» (I. Krueger, P. Heck, D. Wagner, 2018, 403-415),.
В противоположность этому, согласно Е.
Холостовой «волонтёры -это люди делающие что-либо по своей воле, по согласию, а
не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно
как в государственных так и в частных организациях медицинской образовательной
сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих
организаций» (Е. Холостова, 1997, с. 121-124).
Промежуточный анализ приведённых источников
позволяет констатировать явное различие их целей и
задач, что выражается в контрасте между западными и российскими исследователями
как С. Болотов,
М. Лебедева, Е. Смирнова, А. Никифоров, О.
Попова и др.
Иерархический инстинкт для человека, как для самой социальной особи
имеет первоочередное значение т.к. вся жизнь выстраивается исключительно на
базе социальной конкуренции, поэтому любая деятельность человека всегда
обусловлена личностной выгодой или интересом, которые могут быть как
материальными (зарплата), так и духовными (спасение, рай).
Имея в своей структуре сложную социальную
иерархию, волонтёрские организации по определению не могут являться
исключением.
Ссылаясь на
Д. Уотсона, Э. Торндайка, Д. Вольпе, У. Белла ,И. Сеченова
проанализируем иерархические механизмы на которых держатся эти движения.
1. Конкуренция;
Социальная конкуренция в волонтёрских
организациях — это эволюционный механизм,
позволяющий им выживать и развиваться. Без неё эти проекты
превратились бы в застойные болота, лишённые драйва альтруистической борьбы
за признание и влияние, где даже самцы павианов
смотрелись бы жалкими соперниками.
Говоря о внутренней конкуренции среди самих
волонтёров, уместно обратить внимание на неофициальные рейтинги, где участники
борются за лидирующие позиции. Престиж, возможность возглавить проект, быть
отмеченным наградой или упомянутым в отчёте руководства — всё это важные
мотиваторы, которые заставляют волонтёров работать с удвоенной энергией.
II. Эгоизм;
Волонтёрские движения, облачённые в мантию
бескорыстной помощи и альтруистического рвения, на поверку оказываются полем
битвы для одного из самых примитивных человеческих инстинктов — эгоизма.
За всей витиеватой риторикой о спасении мира
скрывается добротный кусок личных интересов, и именно этот эгоизм является
мощным катализатором их активности.
Возьмём конкретные примеры — корпоративное
волонтёрство.
Не секрет, что многие компании поощряют своих
сотрудников участвовать в благотворительных акциях. Казалось бы, чудесная
инициатива, но руководители компаний используют волонтёрские проекты как PR-ход
для улучшения репутации фирмы, а сотрудники, в свою очередь, стремятся
выслужиться перед начальством, заработать дополнительные бонусы и повысить свои
шансы на продвижение по службе.
Не забудем и о волонтёрах, которые участвуют в
международных проектах, стремясь удовлетворить своё любопытство и жажду
приключений. Экзотические страны, новые культуры и экстрим — всё это манит
гораздо сильнее, чем банальная помощь соседям. Примеры тому можно найти в
рассказах волонтёров, работающих в Африке или Юго-Восточной Азии, где наряду с
реальной помощью людям они получают незабываемые впечатления и красочные
фотографии для социальных сетей.
III. Поощрение;
Механизмы поощрения в упомянутых организациях
играют ключевую роль в поддержании мотивации участников и повышении
эффективности их деятельности. Их можно разделить на несколько категорий:
внутренние и внешние поощрения, материальные и нематериальные стимулы.
Внутренние поощрения включают в себя личное
удовлетворение и самореализацию.
Внешние поощрения включают признание,
благодарности и награды, которые волонтеры получают за свою работу
(Сертификаты, упоминания в СМИ, Социальные привилегии).
Материальные стимулы (компенсации за расходы,
Финансовые вознаграждения, полезные подарки).
Нематериальные стимулы (Обучение,
Психологическая поддержка).
Исследования показывают, что комбинация
внутренних и внешних стимулов является наиболее эффективной. Внутренние
поощрения способствуют глубокой и устойчивой мотивации, тогда как внешние
усиливают признание и повышают моральный дух.
Итак, по итогу мы имеем два подхода: Западный,
где волонтёрство – это стратегический шаг к карьерному росту, и Российский, где
волонтёр позиционируется как святоша, жертвующий собой ради высших целей.
Краткий анализ создает занятный контраст в
социальной иерархии: западные волонтёры кажутся прагматиками, прокладывающими
путь к успешной карьере, тогда как российские волонтёры выглядят как
бескорыстные герои, готовые на всё ради общего блага.
Таким образом, различия в интерпретации
волонтёрства между Западом и Россией показывают не только разницу в культурных
подходах, но и в скрытых мотивах, стоящих за привлечением бесплатной рабочей
силы.
Некоторые
источники
Болотов,
С. (2023). Волонтёрство и благотворительность как формы социального служения.
Социологическая наука и социальная практика, 11(2), 124-149.
Hustinx, L., & Meijs, L.C.P.M. (2022). The changing nature of
volunteering and the cross-national imperative: Studying volunteering across
nations. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 51(4), 737-760.
Haivas, S., Hofmans,
J., & Pepermans, R. (2023). Volunteers’ motivation and the spectrum of
organizational support: A moderated mediation model. Journal of Nonprofit &
Public Sector Marketing, 35(1), 1-21.
Krueger, J.I., Heck,
P.R., & Wagner, D. (2018). Egocentrism in the Volunteer’s Dilemma. The American Journal of Psychology, 131(4), 403-415.
Левдер, И. (2006). Добровольческое движение как одна из форм
социального обслуживания. Социальная работа, (2), 12-16.
Лебедева,
М. (2023). Роль альтруизма в современном волонтёрском движении. Вестник
социологических
исследований, 14(3), 52-68.
McLennan, B., &
Whittaker, J. (2020). Mobilizing community-led volunteering in disasters:
Learning from the 2019-2020 Australian bushfires. International Journal of Disaster Risk Reduction, 47, 101632.
Никифоров,
А. (2023). Гражданское общество и волонтёрская деятельность: анализ
бескорыстного служения. Социологические исследования, 12(4), 78-94.
Попова,
О. (2023). Волонтёрские движения: безвозмездный труд и общественные интересы.
Журнал социальной работы и благотворительности, 10(2), 105-122.
Salesiánské středisko mládeže. (n.d.). Kibucový dobrovolník. Retrieved from https://cs.wikipedia.org/wiki/Kibucov%C3%BD_dobrovoln%C3%ADk
Смирнова, Е. (2023). Мотивация волонтёров: чистый альтруизм и его
проявления. Социальная психология и общество, 9(1), 33-48.
Wilson, J. (2021). The
evolution of volunteering: From charitable service to social change. Annual Review of Sociology, 47(1), 215-235.
Холостова, Е.И. (1997). Волонтеры. В Е.И. Холостова (Ред.),
Словарь-справочник по социальной работе. Москва: МГСУ.
Сегодня многие понятия утратили первоначальный смысл, а слова — значение или же просто получают новые интерпретации, угодные времени. Что касается волонтерства, то, безусловно, есть люди, которые не думают о личных выгодах и искренне делают что-то просто так, потому что они так воспитаны и у них такие представление и понятия. Это состояние души. Но, как правильно замечает автор статьи, сегодня практически невозможно жить и что-то делать вне социума, плэтому в подавляющем большинстве случаев все совсем не так и просто так никто ничего делать не будет. Понятия сдвинуты и суть сегодняшнего волонтерства иная.
Приветствую Вас уважаемый пан Gerber,
как всегда благодарю Вас за оставленный комментарий.
Полностью согласен в точке зрения смещённых интерпретаций многих понятий, в частности здесь некоторые размышления:
https://t.me/braintom/71
Безусловно, есть воспитанные и не безразличные люди, но поскольку речь идёт о конкурентном движении, то понятие «помощи» в данном случае однозначно нивелировано.
Цитируя классика в контексте обсуждаемой темы можно лишь сказать:
«А все-таки жаль — иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше всяких побед.»
Всего Вам самого доброго.
В настоящее время в мире идёт замена ценностей особенно это сильно проявляется в западном мире. В своей сущности волонтёр — человек желающий что либо бескорыстно и от чистого сердца. Автор статьи очень хорошо разграничел западное волонтерство и российское. Безусловно в настоящее время вряд ли найдется бескорыстный волонтёр каждый будет преследовать свои цели ( автор как раз указал их в статье). Западная система ценит индивидуальность которая соответственно и оценивается в основном материальными благами. В России да и Советском союзе ценность заключалась в коллективизме, в отказе от материальных благ во имя чего то высокого, Родины, коллектива и т.д.
Приветствую Вас Sergey,
Благодарю Вас за найденное время и оставленные рассуждения.
Очевидно, что Западная система ценит в человеке индивидуальность, но я её так и не увидел за свою педагогическую деятельность в университете Палацкого.
Предполагаю, что де-факто речь идёт уже о правовой надстройке Западной системы, которая де-юре транслирует конкретные цели и цену без абстрактных иллюзий, и демагогии.
Думаю, что отказ общества от материальных благ возможен исключительно в условиях тоталитарных режимов как Джо́нстаун и иже с ним, в остальном, всегда будет найдена вертикаль роста.
Всего Вам самого доброго.
любое дело, которое делает человек он делает прежде всего для себя, что бы это не было. С другой же стороны как человек, которому не раз оказывалось волонтёрская помощь могу сказать одно: когда эта помощь по-настоящему нужна, совершенно всё равно, чем руководствуются человек, который помогает в той или иной ситуации.
Приветствую,
Благодарю, что оставил свои соображения по данной теме.
В твоём комментарии ценно то, что ты рассуждаешь с позиции персонального опыта т.е. получавшего волонтёрскую помощь.
Всего самого доброго, а скорее уже best regards?!