Умеет ли человек пользоваться религией?

Частным психологом рассматривается биологическая мощь человеческих инстинктов и демонстрируются последствия угнетения оных по религиозным убеждениям.

Нобелевский лауреат, этолог К. Лоренц как- то сказал:

«Ни одно другое животное не уничтожило «забавы ради» такое количество представителей собственного вида в междоусобных войнах и крестовых походах, в фашистских концентрационных лагерях или отечественном Гулаге. Ни одно другое животное не создало таких средств массового истребления ближних, начиная с обычного огнестрельного оружия и заканчивая оружием химическим, биологическим и атомным. За скобками, понятно, газовые камеры, инквизиторские пытки, а также терроризм всех видов и мастей. Об отношении человека к другим видам животных и вовсе следует промолчать, чтобы не позориться. По количеству уничтоженных нами видов, а также по совокупному деструктивному воздействию на среду, нас можно приравнять разве что к ледниковому периоду».

В свете вышеизложенного, становится очевидным факт биологического превосходства природы человека, над робкими попытками взращиваемой духовности. Как показывает история, все правила и общественные ценности, законы и религиозные идеалы могут быть легко отброшены для достижения конкретных стратегических целей.

Череда неугасающих военных конфликтов, религиозных войн, кибер-преступности свидетельствует лишь о том, что всё внутрипопуляционное разнообразие человеческой жизни выстраивается вокруг трёх основных инстинктов: размножения, доминирования и голода. 

Обращая внимание на любое государство или секту, а иногда эти понятия бывают практически тождественными (1) мы увидим, что всё социальное взаимодействие, все модели человеческого поведения, этикет, воспитание, имитация добропорядочности и законопослушности лишь средство для достижения конкретных целей. Учитывая факт колоссальной индивидуальной изменчивости анатомических структур головного мозга человека, нашему взору открывается пёстрое разнообразие поведенческих моделей, суть которых по-прежнему сводится к истокам биологической природы, т. е. к попытке доминирования.

На микро уровне:

* Иллюзорная демонстрация обеспеченной жизни в социальных сетях;
* Подражание собственным кумирам, культам, моде;

 

На мезо уровне:
* Популярность у противоположного пола;
* Показная демонстрация дорогих автомобилей;

 

На макро уровне:
* Принадлежность к конкретной субкультуре или политической партии;
* Принадлежность к определённой религиозной конфессии; (3, с. 167, 13)

Транспонируя приведённые примеры трёх социальных уровней в реальную жизнь следует отметить, что бесконфликтное сосуществование поликультурных и поликонфессиональных общностей невозможно по причине биологической детерминированности, что следует из трудов С. Савельева (4, 5).

В свою очередь проповедь крупнейших религиозных течений в мире направлена на усмирение, а в идеале, на полное подавление биологических инстинктов. Следовательно, высшими образцами человеческого поведения и образа жизни, с точки зрения религиозного института, наделены последователи религиозной мысли в лице: монашествующих, отшельников, юродивых.

В частности, согласно житию Св. Симеона столпника следует, что он разводил в собственном теле червей (10), в свою очередь переславский святой Никита столпник, согласно житию Никиты (1886) лежал в болоте покрытый мошками, комарами и пауками, облитым кровью по причине изъязвлений (11). Очевидно, что одна из самых известных средневековых святых Екатерина Сиенская страдала анорексией, а Св. Екатерина Генуэзская ела вшей. В то время как Св. Франческа Романа обжигала свои половые органы свиным жиром непосредственно перед половым актом, в XVII веке Св. Вероника Джулиани вылизывала языком пол и стены заброшенного туалета и поедала пауков с паутиной(12).

В религиозном смысле слова вышеприведённые персоны подавили у себя некоторые инстинкты, в том числе инстинкт самосохранения. В последствии чего их стиль жизни = житие сформулировало образ благочестивых и канонизированных подвижников.
Не удивительно, что подобные дерзновения всегда привлекали достаточное количество страждущих и верующих, восхищающихся демонстрацией отказа от вышеприведённой триады инстинктов, в частности, сексуального воздержания, строгого поста и аскетизма, переходящих в спектр психиатрии.

Демонстрируемые подвижниками модели поведения с нелетальным исходом характеризуются в общей психопатологии как расстройства инстинкта самосохранения. Согласно Российскому обществу психиатров такое поведение является аутодеструктивным (13). Исследователи Балабанова, Тювина, Воронина (2019) подчёркивают, что «Несуицидальные самоповреждения (самокалечение, аутодеструкция, членовредительство) представляют собой вариант аутоагрессии» (2). Следует отметить, что врачи часто не могут определить мотивацию аутоагрессивных действий, так как она связана с психическими отклонениями.

Из суры Корана следует, что «Во истину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Сура 94, аят 5-6) и биологическая природа психически «здорового» человека упорно прорывается наружу.

Свидетельством вышеизложенному являются частые скандалы на почве регулярного сексуального развращения малолетних прихожан (7), учащихся семинарий 8) либо, ставшие привычными изнасилования несовершеннолетних настоятелями храмов, например под г. Томском (9).

Является ли эта совокупность поступков свидетельством того, насколько же тяжело даётся человеку подавление собственной биологической природы, когда все каноны и заветы, наставления и заповеди могут быть легко отброшены ради реализации биологических инстинктов?

Некоторые источники:

1. Алинин С., Антонов Б. (1987). Гибель джонстауна- преступление ЦРУ. Москва, Юридическая литература.
2. Балабанова В., Тювина Н., Воронина Е. (2019). Несуицидальные самоповреждения у психически больных: клинический случай. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 11(3):83-88.
3. Курпатов А. (2018). Красная таблетка. Москва, Капитал.
4. Савельев С. (2014). Нищета мозга. Москва, Веди.
5. Савельев С. (2016). Церебральный сортинг. Москва, Веди.
6. Шеффер Ж. (2007). Конец человеческой исключительности. Москва, Новое литературное обозрение.
7. https://www.business-gazeta.ru/article/94594
8. https://diak-kuraev.livejournal.com/566085.html
9. https://www.newsru.com/crime/30nov2017/priestpedo12ygsnt.html
10. http://www.vostlit.info/Texts/Heilige/Byzanz/V/Simeon_Stolpnik/text.phtml?id=517
11. https://www.ruthenia.ru/folklore/moroz4.htm
12. https://kulturologia.ru/blogs/041016/31639/
13. https://psychiatr.ru/education/slide/391
14. Драма (2016) Ученик. К. Серебренников, Россия.

14 комментариев к “Умеет ли человек пользоваться религией?”

  1. SERGEY BARDAKOV

    Совершенно согласен со взглядом автора Владислава Шестакова, ещё Генрих Гейне сказал: Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки интересами религии, морали и патриотизма. И Зигмунд Фрейд попал в точку: Когда дело идёт о вопросах религии,люди берут на себя грех изворотливый неискренности и интеллектуальной некорректности.

    1. Здравствуйте Сергей, благодарю Вас за Вашу позицию относительно статьи. Согласно Курпатову «нам не хватает жажды видеть свои ошибки и несовершенства. Жажды смотреть правде в глаза, сколь бы неприятной она ни была» (глава 1. Стр. 23).

  2. ДМИТРИЙ КЛЮКВИН

    Это своего рода оружее массового поражения того времени, когда религии возникали. Имею ввиду то, что судя по катостроффам, наводнениям и т.д. при огромном прогрессе жизнь показывает то, что человек массово пользоваться не умеет ничем и извлекать здравое зерно массово также мало из чего способен к сожалению.

    1. Добрый день Дмитрий, в глобальном смысле слова Вы совершенно правы, но в работе с клиентами убеждаешься в том, что отдельно взятый человек не успевает за свою жизнь осознать многих вещей касающихся «повседневной мудрости»

  3. VLADIMIR GERBER

    Автор задает вопрос в самом заголовке и в конце статьи напрашивается ответ — умеет. Тогда, когда это выгодно и необходимо для достижения своих целей. И также прекрасно умеет ею манипулировать и интерпретировать опять же в определенных интересах. По-моему давно всем понятно, что религия — это самый эффективный инструмент управления массами, как это не странно, до сих пор. Потому что это удобно самим людям, им кажется, что кто=то за них там решает все проблемы. А те, кто понимают, что это хорошо поставленный театр, умеют этим пользоваться, при этом живя самыми обычными низменными инстинктами и ценностями, но от остальных требуя неукоснительного соблюдения заповедей и догм.

    1. Здравствуйте Владимир, Вы абсолютно правы в том, что человек в совершенстве овладел навыками самообмана. Но несмотря на это по-прежнему «люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему- то или кому- то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом». (Зиглер, Хьел, Фромм, 2014, 341). Но в тоже время
      P. S. большой привет Чехии и её прекрасным людям.

  4. РУСЛАН

    Очень интересная публикация, действительно заставляет задуматься. Но человек часть природы, но агрессия и эгоизм каждого, это ужасно.

  5. Руслан

    Действительно интересная тема. Заставляет задуматься. Человек- часть природы, но игоизм и агрессия это ужасно.

  6. АНАТОЛИЙ, МОСКВА

    Спасибо, Владислав Александрович! Статья оптимизма не добавляет, но этот факт как раз и указывает на её честность, ибо «в многой мудрости много печали». Советую прочитать! Статья может вызвать смятение фактами, вскрывающими истинную природу человека, которая на бессознательном уровне, инстинктами управляет поступками индивидуума и социума.
    Статья заставляет задуматься и посмотреть на мироустройство под иным углом зрения, не привычным для современника, перегруженного бессодержательной информацией. Во всяком случае, у многих прочитавших розовые очки слетят. Однозначный ответ на поставленный вопрос, конечно же, дать невозможно, но, как сказал классик «Будет и того, что болезнь указана, а как её лечить – Бог знает»!

    1. Здравствуйте Анатолий, благодарю Вас за Ваш комментарий.
      Что касается «Екклесиаста», то в какой-то степени Вы правы, так как если продолжать упомянутую Вами фразу следует «и кто умножает познания, умножает скорбь»».
      Думаю, что сумма познаний делает человека более наполненным, а его жизнь «концентрированной» и запоминающейся.
      Отчасти Вы правы ссылаясь на классика «болезнь указана», поэтому свою задачу я вижу в анализе данного анамнеза, если угодно то в пальпации проблемной области.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх