Обезглавленная паства

В статье представлены тенденции системы верований современного общества. Автор обращает внимание на религиозный коктейль потребляемый жителями г. Москвы, состоящий из официальных религий и оккультных воззрений. Предпринята попытка ответа на вопрос: почему человек, исповедующий фундаментальную веру, не утрачивает своего интереса к нетрадиционным религиозным учения?

«В своей слепоте люди мечтают, чтобы кто-то вёл их по жизни, Даже не понимая, что их поводырь тоже может ничего не видеть»

(П. Брейгель старший)

Геополитическое пространства и технологии современного мира изменяются стремительнее, чем архетипы человеческого сознания.

Согласно Фреска «пока физика и технологии безмолвно управляют множеством процессов, миллионы людей во всём мире по-прежнему практикуют псевдонаучный подход в планировании своего распорядка дня, обращаясь к предсказателям, провидцам и философам. Лидеры многих стран регулярно обращаются за советом к ясновидящим, медиумам и астрологам в принятии решений о судьбах миллионов людей» (Фреска, 2006, 1-2).

Регулярно проводимый теоретический анализ научных и околонаучных источников позволяет удостовериться в том, что «люди по-прежнему нуждаются в объекте преданности, в посвящении себя чему- то или кому- то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом» (Фромм, 2014, 341). Данный тезис находит своё подтверждение среди авторов специализирующихся в других областях знаний, в частности: К. Зелигман, И. Касавин, Б. Малиновский, М. Шпигельман,У. Монтер, Л. Фрейзер,М. Элиаде и прочие.

Тема религии никогда не утратит свою актуальность по нескольким причинам:

Во-первых, феномен религии в разных коннотациях сопровождает Homo sapiens  на протяжении всей истории человеческого рода;

Во-вторых, согласно Эриксону (2014) религия рассматривается как важнейший социальный институт, который призван подкреплять базисное доверие как на индивидуальном, так и на социальном уровнях;

В третьих, достаточно обратить внимание на результаты эволюции  религии: от анимализма, анимизма, тотемизма до современных интернет церквей, не имеющих аналогов в реальности. Одним из новаторских звеньев в данной эволюционно-религиозной цепочке стоит активно развивающиеся Индивидуальные религии. Данный феномен является набором различных духовных практик, традиций и учений, основой которого являются Восточные религии и движения New Age.

В современном мире пока Ислам, Католицизм и Православие сосредотачивают вокруг своих учений большинство приверженцев, о чём свидетельствуют результаты проведённого социологического опроса среди жителей г. Москвы в 2015 году одним из центров мониторинга. Таблица №1. Религиозный разброс верований

Религиозные взгляды
Не придерживаюсь139027,28%
Православие342667,23%
Католицизм190,37%
Протестантизм. (Лютеране, баптисты, евангелисты и так далее)270,53%
армянская апостольская церковь160,31%
Другое христианство150,29%
Ислам, (мусульмане)911,79%
Иудаизм140,27%
Буддизм290,57%
Индуизм40,08%
пастафарианство60,12%
Язычество150,29%
Другая религия440,86%

Следует констатировать, что представленные данные кардинально не меняются на протяжении лет, о чём свидетельствуют исследования авторов Smékal (2016), Pechová , Vávrova (2017), Šram (2017), Lalich (2017),

Кутявина, Ивашечкина (2019), Nowaženowa (2019) и так далее. В этой связи система верований жителей мегаполиса остаётся тождественной результатам, представленным в таблице №2. Таблица №2. Во что верят жители г. Москвы?

Верите ли ВыДаНетЗ/о
В астрологические прогнозы. Да или нет?125924,71%369872,57%1392,73%
В приметы. Да или нет?228044,74%272453,45%921,81%
В вещие сны. Да или нет?255150,06%238346,76%1623,18%
В воскресение мёртвых. Да или нет?77615,23%407379,93%2474,85%

В свете вышеизложенных результатов возникает правомерный вопрос, почему человек, исповедующий фундаментальную веру, не утрачивает своего интереса к околомагическим учениям? Автор предполагает, что эта заинтересованность обусловлена рядом некоторых причин:

  1. I. Отсутствие систематизированных знаний о исповедуемой религии;
  2. II. Непонимание святого писания, терминологии и прочее;

III. Различное, а порой диаметральное толкование святого писания служителями церквей;

  1. IV. Отсутствие навыков правильного чтения и понимания древних текстов;
  2. V. Потребительское мышление;

Вышеизложенные предположения автора подтверждаются результатами проведённого исследования Кутявиной, Ивашечкиной, которые отмечают, что «религиозные взгляды большой доли православных отличаются несогласованностью и размытостью представлений»

(Кутявина, Ивашечкина, 2019, 6).

Скорость социальной жизни изменилась и выживает тот, кто умеет быстрее приспосабливаться к изменяющейся среде. Сиюминутные вопросы требуют быстрых ответов, которые предлагают гороскопы, гадалки, эзотерики, магические центры и прочие предприимчивые организации.

В отличии от официальных религиозных институтов, настаивающих на изменении образа всей жизни человека, центры по оказанию магических услуг не  предполагают пролонгированной личностной трансформации.

Они не воспитывают человека и не взращивают его смирение, удовлетворяя лишь сиюминутную потребность.

Развитие современного общества фокусируется на векторе индивидуализма и личностной уникальности, что в свою очередь изменяет мышление человека. Это подтверждается рядом исследований таких авторов как

Леви-Стросс (1994), Lyon (2000), Колкунова (2015), Мехильсон (2018), Аликберов (2019) и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что в обществе где модели потребительского поведения являются нормой, магия никогда не утратит своей актуальности, так как она выполняет утилитарную функцию запроса-ответа.

Стили магического и потребительского мышления являются практически тождественными, именно поэтому в индивидуальных религиях человек самостоятельно конструирует собственную духовную систему методом подбора различных практик. Данная тенденция согласно Lyon (2000) получила название духовный супермаркет или религиозное потребление, в свою очередь исследователь Колкунова (2015) подчёркивает, что в такой индивидуально-ориентированной религиозной практике немало от общества потребления.

Резюмируя вышенаписанное следует отметить, что религия является прекрасным социальным флюгером указывающим на актуальный вектор развития общества в конкретный временной период.

Перефразируя слова Ж. Бодрийара хочется понять , будет ли религия в XXI веке по-прежнему задавать культурный нарратив современности?

 

Некоторые источники

  • Касавин, И. (1992). Магия глазами учёных. Москва, Республика.
  • Кутявина, Е Ивашечкина, Д. (2019). Место религии в системе ценностей студентов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
  • Хьелл, Л. Зиглер, Д. (2020). Теории личности. С.- Петербург, изд. Питер СПБ.
  •  Фрезер, Д. (1923). Золотая ветвь. Исследование магии и религии. London, The Golden Bough.
  • Шестаков, В. Петрова, Г. (2020). Психо-культурологический анализ религиозных взглядов постиндустриального общества. София, Болгарская русистика/2, с. 65-74.
  • Alikberov, K. (2019). Modern theories of religion viewed through the prism of the system-communication approach. Moskov: Institute of Oriental Studies.
  • Lalich, J. (2017). Cults today. A new social/ psychological perspective. Cambridge, Belknap.
  • Nowoženowa, Z. (2019). Мистико-эзотерические ценности… . Daňsk.
  • Vávrová, S. Pechová, О. (2017). Spiritualita u studentů sociální pedagogiky a dalších oborů pomáhajících profesí. The Central and Eastern European Online Library.
  • Smékal, V. (2016). Psychologie duchovního života. Olomouc, UPOL.

У этой записи 18 комментариев

  1. Bardakov Sergey

    Любая религия это хорошо отлаженная система управления человечеством,подавления его индивидуальности,его самостоятельной осознанности. Религия берёт на себя посредничество между Богом и человеком, большинство религией заставляют фанатично верить в догмы навязываемых саой религии, не отвечая на вопросы самой сущности человека его природы. По сущности религии это один из инструментов разобщения (разделение) человечества, собственно говоря это полное лишения человека осмыслить себя,задать себе вопрос- кто Я и зачем Я здесь,навязывая своё мировоззрение. Религия создаёт из человека послушную овечку. Религия лишает человека — Право выбора ( главного закона Вселенной).

    1. Владислав Шестаков

      Здравствуйте Сергей,
      С моей точки зрения официальные религиозные институты не подавляют в человеке «личность», а скорее предоставляют совокупность методов ориентированных на рост и взращивания идентичности. Человек самостоятельно делает свой выбор и в своей недальновидности виноват лишь он сам. (см. драму #Ученик).
      Вы пишете о «сущности человека» и о том, что религии её подавляют. Думаю, что религии скорее #корректируют эту #сущность, которая согласно #Савельеву (2014) базируется лишь на трёх основных инстинктах: #доминантности, #размножении, #голоде.
      Является ли официальная религия инструментом #разобщения, вопрос дискуссионный. При желании любую философию можно превратить в смертоносное оружие, воспользовавшись лишь «индивидуальной сущностью» или инстинктом доминирования. Однако, вопросов остаётся достаточно много: #Исход Глава 13, стихи 12, 13, 14 и так далее.

  2. Vladimír Gerber

    Каждый человек подсознательно пытается выжить в этом мире, приспособиться к тем условиям, в которые он рождается, просто сделать и без того тяжёлую жизнь легче и приятнее. И это естественно. Особенно когда он понимает, что никак повлиять на глобальный порядок он не помет. Человек просто хочет нормально жить и религия или любая ее альтернатива даёт ему такую возможность. Это самый лёгкий и постой способ выжить, потому что даёт понимание и придаёт смысл всему происходящему вокруг человека. А за всем этим стоит простое чувство страха и неопределенности. Каждый выбирает то объяснение, которое ему более удобно и которым он может оправдать и трактовать то, что происходит в его собственной жизни.

    1. Владислав Шестаков

      Здравствуйте Владимир, благодарю Вас за Ваш комментарий и внимание к данной проблематике.
      Солидаризируюсь с Вашей точкой зрения касающейся защитной «функции религии» в жизни человека. Перефразируя слова Гюго можно сказать, что религия, общество, природа – вот три источника борьбы, три его потребности и три рода войны.
      Во всей этой совокупности, вызывает сожаление лишь ничтожно малое количество времени для ОСОЗНАНИЯ.

  3. Дмитрий

    Думаю, что и позитивную сторону вопроса можно отметить, а именно стремление узнать и противоположную часть вопроса. Другое дело, что далеко ни каждый человек этими знаниями сможет грамотно воспользоваться.

    Большое Спасибо за статью. Все приведенные выше выкладки говорят о многом. Особенно поражает таблица о том, в какие явления до сих пор верят люди.

    1. Владислав Шестаков

      Здравствуйте Дмитрий, благодарю Вас за комментарий.
      Да действительно, люди верят ещё и не в такое.

  4. Hi there, There’s no doubt that your blog might be having internet browser
    compatibility problems. Whenever I take a look at your site
    in Safari, it looks fine however, when opening in I.E.,
    it has some overlapping issues. I simply wanted to give you a quick heads up!
    Apart from that, wonderful blog!

    1. Владислав Шестаков

      Hello, thank you for your feedback!
      At the moment, a team of programmers eliminates technical shortcomings and other. I really hope that we will fix all the problems.

  5. Today, I went to the beach with my children. I found a sea shell and gave it to my
    4 year old daughter and said «You can hear the ocean if you put this to your ear.» She placed the shell to her ear
    and screamed. There was a hermit crab inside and it pinched her
    ear. She never wants to go back! LoL I know this is completely off topic but I had to tell someone!

    1. Владислав Шестаков

      Your story is amazing, thanks! I see it as a subtle allusion to the issues discussed in this article, and the crab allegory is amazing!

    1. Владислав Шестаков

      First of all, I thank you for your time on my resource.
      A new article, «The Baptism of Homo Confusus» will appear on the site in the coming months.

  6. Every weekend i used to pay a quick visit this website,
    for the reason that i wish for enjoyment, since
    this this web site conations really nice funny stuff too.

    1. Владислав Шестаков

      Thank you very much for your trust and attention to my resource.

  7. Magnificent website. Lots of useful information here. I am
    sending it to several friends ans also sharing in delicious.
    And of course, thanks on your effort!

    1. Владислав Шестаков

      Thank you for your comment and for your point of view, it’s very important for me.
      It is very important to emphasize that, many articles on my site are an occasion for dialogue with society.

  8. Hi there, I found your blog by the use of Google
    whilst looking for a comparable subject, your web site got here up,
    it appears to be like great. I have bookmarked it in my
    google bookmarks.
    Hi there, just changed into alert to your weblog via Google, and located that it is truly informative.
    I’m gonna be careful for brussels. I will appreciate for those who continue this in future.
    Lots of other folks might be benefited from your writing.
    Cheers!

    1. Владислав Шестаков

      Thank you for your feedback, it’s very important to me.

Добавить комментарий