Экотеизм

В данной статье online психолог рассматривает взаимосвязь между экологией и оккультизмом представленную в формате экотеистических организаций.
Очередная статья, как и весь материал этого раздела, приглашает читателей к вдумчивому диалогу на предмет небезопасной практики различных альтернативных религиозных систем новыми поколениями и предупреждает о экологичности использования психотерапевтической помощи.

 

 

«Пожалуйста, расскажи, когда наша жизнь
Превратилась в ритуалы»
(Котляров В.)

 

 

В последнее десятилетие, в стремительно развивающемся современном обществе, наблюдаются крайне увлекательные тенденции, характеризующиеся появлением новых социальных движений, претендующих на около религиозный характер.

Повзрослевшие новые поколения выходят за стандартизированные границы инертного большинства и создают новые структуры в контексте которых, по-своему реагируют на актуальные проблемы текущего десятилетия.

В частности, автор обращает своё внимание на эко-ориентированные объединения как «Асатру», «Круг языческой традиции» или «Свидетели климатологии». Организации неоязыческого характера как «Стрелы Ярмилы», «Misanthropic Division», РНОД, МКУ, «Союз сотворцов Святой Руси» в данной статье рассматриваться не будут несмотря на то, что большинство вышеперечисленных движений имеют единый идеологический источник.
В современных реалиях фундаментальной основой новых около религиозных течений является уже не религия, а актуальная и монетизируемая повестка вокруг которой, выстраивается группа единомышленников, мотивированная финансовой поддержкой фондов, значительной сетью влиятельных соратников в мире и популярностью в СМИ. В таких социальных движениях остаётся лишь псевдорелигиозное поведение, а центр веры, смещён от абсолюта в сторону недостижимых и зачастую меркантильных целей.

Исходя из этого, автор статьи считает уместным использование термина «экотеизм», в полной мере отвечающего предмету дальнейшего обсуждения.

Под экотеизмом автор понимает социальные квази-религиозные движения, сосредоточенные вокруг экологических проблематик, практикующие ритуалы различных религий.

Одна из таких Северо-Американских экотеистических организаций – Свидетели климатологии во главе с основательницей О. Ирзак. Данное объединение не решает конкретных экологических проблем, а лишь акцентирует на красоте природы, активно используя перверсию ритуалов официальных мировых религий с элементами трансмиссивной магии.
В частности, в праздник «перевёрнутого Рождества» члены сажают новое дерево, а во всемирный день ледника, наблюдают за тающими кубиками льда. За несколько дней до весеннего равноденствия, на бумаге пишут какой-либо отрицательный для экологии факт, а потом сжигают его в костре, через который, в последствии перепрыгивают.

Обожествление природы и возрождение проторелигии предков практикует и международная организация Асатру. Её идеологической основой является мистическая скандинавская мифология, согласно Шестакову (2021) с чёткими элементами оккультных принципов предложенными Кроули (1912).

С одной стороны, члены общины активно занимаются экологическими и социальными вопросами, но с другой стороны, отрицают первородный грех, практикуют трансовую технику прорицания, заговоры против неугодных и прочие оккультные методы с элементами телемитского учения.

Согласно Михайлову это значит, что «для некоторых из ньюэйджеров вопрос о связи религии и экологии снят радикально: экология или, вернее, природа, окружающая среда и становится объектом культа (Михайлов, 2019, 228)». В этих действиях, как пишет Малиновский (2015) заключена ритуализация оптимизма членов и их вера в победу над отчаянием, при условии того, что Мартынов (2016) характеризует эко-активистов высоким индивидуализмом поведения, противопоставленного общепринятым традициям общества.

С точки зрения автора, появление подобных экотеистических движений, свидетельствует о распространённости в социуме синкретического мышления – т. е. «религиозного коктейля», что в следствии отсутствующего культурно-идеологического баланса в обществе, привело к формированию «нью‑эйдж» поколений или верующих без религии.

Итак, ссылаясь на Михайлова (2019), а также на классификацию «нью‑эйдж» движений Яблокова (2019), автор отдельно выделяет из экотеистических организаций экооккультные, например, как «Earth First!», «Асатру», «Фераферия» и прочее эко-структуры, характеризующиеся вышеупомянутыми факторами и принципами.

В свете вышеизложенного, следует подчеркнуть, что оккультизм выступает компенсаторным механизмом для представителя любой из вышеперечисленных эко-организаций, так как по средствам «практик углубления» сознания он предлагает человеку иллюзию абсолютного контроля над мирозданием. Источник данного тезиса берёт своё начало в книге «Liber AL vel Legis» А. Кроули, являющегося одним из оккультных идеологов XX столетия и основателем телемитского учения.

Итак, Кроули (1912) утверждает, что «Каждый мужчина и каждая женщина – звезда», а также «слово греха – Ограничение (Кроули, 1912, I: 3, I: 41)».

Следует подчеркнуть, что в традиции телемитского учения грехом считается ограничение процесса реализации истинной Воли человека и в частности, ограничение реализации его божественной сущности.

Из этого становится очевидным, что оккультизм персонифицирует в индивиде «всемогущего творца», предавая ему сверхличный статус «избранного и посвящённого» практика. Но даже когда многие идеи выражены наивно и смехотворно, Элиаде (2002) утверждает, что в них всегда молчаливо предполагается существования выхода из хаоса и бессмысленности современной жизни и что этот выход подразумевает посвящение в древние, освященные веками тайны (а следовательно, и раскрытие их). Эта притягательная сила личного посвящения и объясняет всеобщее увлечение оккультизмом.

В настоящее время существует достаточное количество локальных и более крупных научных исследований указывающих на психологические особенности членов практикующих оккультизм и прочие квази-религии.

Группа исследований таких авторов как Šram (2017), Tempel & Moodley (2020) обращают внимание на гипертимию и избыточную лабильность психики адептов.

Исследования Ferrari, Reed a Guerrero (2017), Lace et al. (2019), Szcześniak, Sopinska a Kroplewski (2019), Masoom (2020), Sany, Sobia, (2020), Sarchami, Rajaei, Aalaei (2020), Opazo (2021) указывают на наличие личностного качества, выражающегося в перекладывании всей ответственности на факторы внешней среды (в психологии экстроверсия).

На повышенную меру личностной экспрессивности и импульсивности указывает пролонгированное исследование Stronge, Bulbulia, Davis (2020).

В своё время учёный и библиофил Курт Зелигман писал «Фалес (640 — 548 гг. до н. э.) верил в явления демонических призраков, а Платон — в привидений, т. е. духов умерших, которым пришлось вернуться в мир живых из-за неспособности отрешиться от плотских страстей. 

Демокрит (V в. до н. э.), от души смеявшийся над человеческой глупостью, тем не менее, всерьез рекомендовал при укусе скорпиона сесть верхом на осла и прошептать ему на ухо: «Меня укусил скорпион». За счет этого боль якобы должна была передаться ослу. Все древние философы верили в магию. Вырваться из этого заколдованного круга не смог ни Гераклит, ни Фалес, ни Пиндар, ни Ксенофонт, ни Сократ (Зелигман, 2009, 37)».

Какой же ресурс потребуется новым, интеллектуально посредственным поколениям, чтобы в полной мере осознать зависимость экотеизма от изменчивого «экологического флюгера»?

Некоторые источники:

Зелигман, К. (2007). История магии и оккультизма. Москва, М.: Крон-Пресс. с. 37
Кроули, А. (19412). Liber AL vel Legis. I: 3, I: 41.

Lace, J., Evans, L., Merz, Z. & Handal, P. (2020). Five-factor model personality traits and self-classified religiousness and spirituality. Journal of Religion and Health, 59(1), 1344–1369.

Михайлов, К. (2019). Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды. Москва, Альпина нон-фикшн. с. 228

Малиновский, Б. (2015). Магия, наука и религия. Москва, Академический проект.
Мартынов, А. (2016). http://www.sci.aha.ru/MBOOK/NATUR1A.HTM

Masoom, M. R. (2020). Acquisition centrality, locus of control and the influence of religion in everyday life: The case of urban consumer class of Bangladesh. Bangladesh, European Review of Applied Sociology, 13(21), 1–14.

Opazo, M. U. (2021). Spiritism as artistic, affective, and feminist agency: The case of the Morla Sisters in Chile. In: C. Macón, M. Solana, & N. L. Vacarezza (Eds.), Affect, Gender and Sexuality in Latin America (pp. 151–177). Palgrave Macmillan, Cham.

Sarchami, R., Rajaei, S. & Aalaei, S. (2020). Evaluation of the relationship between religious beliefs and academic achievements of dental students. Journal Educ Health Promotion, 9(1), 305.

Tempel, J. van der, Moodley, R. (2020). Spontaneous mystical experience among atheists: meaning-making, psychological distress, and wellbeing. Mental Health, Religion & Culture 23(9), 789–805.
Szcześniak, M., Sopińska, B. & Kroplewski, Z. (2019). Big five personality traits and life satisfaction: The mediating role of religiosity. Religions, 10(7), 437.

Šram, Z. (2017). Psychopathy and depression as predictors of the satanic syndrome. Open Theology 3(1), 90–106.

Ferrari, J. R., Reed, J. & Guerrero, M. (2016). Personality as predictor of religious commitment and spiritual beliefs: Comparing catholic deacons and men in formation. Journal of Spirituality in Mental Health, 19(1), 20–33.

Элиаде, М. (2002). Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Москва, София.
Яблоков, И. (2019). Религиоведение. Москва, Гардарики.

http://home.witnessesofclimatology.org/

https://www.crcna.org/climate-witness-project

7 комментариев к “Экотеизм”

  1. VLADIMIR GERBER

    Мне понравилось в целом, как автор систематизировал данный материал. Определенная часть людей действительно пытаются найти в тих практиках не столько ответы на вопросы, сколько успокоение и надуманное для себя объяснение того, что происходит в их жизни и почему. Людям нужен внутренний комфорт и оправдание самих себя. По всей видимости эти практики кому-то помогают в земной жизни.

    1. Здравствуйте Vladimir, благодарю Вас за высказанную точку зрения.
      Вы совершенно верно заметили, что люди пытаются найти «успокоение и надуманное для себя объяснение того, что происходит в их жизни». Огорчает лишь то, что они пользуются рудиментарным инструментарием, тупиковым в своей языческой сути.
      Однако, должен заметить, что согласно Арьесу «в этой особенности ментальности заключена ее огромная познавательная ценность для исследователя. На этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать из сознательных высказываний (Арьес, 2021, 2)».

  2. СЕРГЕЙ

    Прекрасная статья автора, который открывает сущность современного общества. Создавая всевозможные идеи, общества и религии власть не даёт возможности человеку остановиться и задуматься над своей истинной сущности. Любая идея направлена на коллективное мышление, что мало даёт человеку думать самостоятельно,что его в послушную овечку.

    1. Здравствуйте Сергей,
      благодарю Вас за Вашу точку зрения и уделённое время.
      Согласен, что среднестатистическому человеку помещённому в социальную систему светского общества достаточно сложно осознать свою истинную самость. Причиной этому, как Вы справедливо заметили, является не только «идея направленная на коллективное мышление», но и стандартизированные условия жизни. Фромм (2014) как-то писал, что люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

  3. ВЛАДИСЛАВ ШЕСТАКОВ

    Выражаю свою благодарность Prof. Петровой Ph.D за важные замечания и учтённые рекомендации.
    Признаюсь, что достаточно приятно осознавать, что и люди такого калибра, находят для себя интересующий материал.

  4. ДМИТРИЙ

    А я думаю, что всегда так было: люди в поисках комфорта и денег могут пойти на что угодно и в частности спокойно подгоняют любые идеи под религиозные. и это было есть и, думаю, будет.

    1. Приветствую Вас Дмитрий,
      Большое спасибо Вам за Вашу точку зрения, полностью с ней согласен. Действительно, человек по своей сути адаптивен и обладает эффективным навыком самообмана. И как писал Ткачёв «но всё равно мы тебе желаем счастья. Тебе, одному из обманутых детей лживой эпохи. Человеку, у которого, казалось бы, есть всё, а на самом деле нет ничего (Ткачёв, 2013, 2, 54).»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх